Занятие по душе // Дворец творчества детей и молодежи МБУ ДО "ДТДиМ"

Занятие по душе

С началом учебного года мальчишки и девчонки возвращаются в секции и  творческие коллективы, где они занимались  прошлые годы.  Обычно ребята сами решают  продолжать заниматься в коллективе или  попробовать себя в новом деле.  Но так будет лет в 10-11.                            

А  пока ребенок посещает начальную школу, организацией досуга ребенка занимаются его родители.  И естественно перед  родителями встают вопросы: нужно ли отдавать ребенка в секцию или творческий коллектив? Не станет ли это для него чрезмерной нагрузкой к занятиям в школе? Или наоборот, необходимо исходить из того, что смена деятельности – это  лучший способ качественно отдохнуть? Тогда в какой коллектив/секцию записать своего ребенка?

Давайте попробуем разобраться в этом вопросе,   взвесив все «за» и «против».

«За»

 - это  смена обстановки. В коллективах/секциях ребятам не нужно сидеть  по сорок минут  прямо и неподвижно, как в школе. Обстановка  в  творческих коллективах более непринужденная, демократическая.  От ребят не требуют усвоить и в точности повторить усвоенный материал. В коллективах приветствуется свое видение  материала. Кабинеты оформлены таким образом, что позволяют, «зацепившись» за какую-нибудь деталь, по новому, творчески  подойти к выполнению задания.

 - это смена вида деятельности.  Давно доказано, что смена деятельности позволяет снять накопившуюся усталость и быстрее восстановить силы.  Если ваш ребенок посещает спортивную секцию, коих во Дворце  огромное количество (Клуб «Юный спасатель», «Безопасное колесо», «Мастер»…),  – то школьная умственная активность сменяется физической; если это творческий коллектив музыкального, хореографического  направления  (студия «Созвучие»,  фольклорный ансамбль «Заря-заряница», танцевальный коллектив «Светлячок»,  хореографические   студии «Мирабель»,  «Классик-дэнс», «Браво», «Светлячок» и др. -   то двигательной активностью;если  это коллектив прикладного творчества(«Волшебная глина», «Ассорти игрушек», «Природа и фантазия», «Радужный мир» и др. - то это развитие мелкой моторики, столь необходимой первоклассникам для формирования красивого подчерка. Полный перечень коллективов Дворца вы можете посмотреть на сайте.

 - это смена круга общения. Коллективы не столь многочисленны, нежели школьные классы. Ребята в коллективах  собираются по интересам, соответственно у них больше точек соприкосновения и тем для обсуждения.   Также коллектив – это социум в миниатюре. Менее формализованная обстановка представляет больше возможностей опробовать различные модели поведения. А необходимость достижения общей цели  научает детей сотрудничеству, способности брать на себя ответственность за  общий результат.

 - занятия в творческих коллективах/ секциях способствуют повышению самооценки. В начальных классах ребенок наиболее зависим от оценок, которые он получает.  Неуспех в обучении приводит  ребенка к мысли, что он неуспешен и так важно в этот период найти ту нишу, в которой ребенок почувствует себя значимым, уверенным в собственных силах. Коллективы лишены оценивания. Каждый ребенок  в коллективе творец, созидатель. Он занимается делом, которое приносит ему удовлетворение,   где у него все получается, он уверен в себе.  В процессе работы положительные эмоции приходят на смену отрицательным,  и ребенок вновь находит точку опоры.

И, на мой взгляд, одно из самых нужных качеств  - это формирование  самостоятельности, ответственности. Посещая  творческий коллектив/секцию,  ребенок учится планировать свое время так, чтобы успевать и подготовить домашнее задание, и успеть   в коллектив/секцию, и  чтобы на прогулки во дворе времени хватало.   Необходимо запомнить расписание занятий, подготовить задания, которые педагог попросил выполнить дома (повторить движения, выучить слова песни, принести необходимый материал, не забыть вторую обувь или форму для занятий и т.д.). Для ребенка 7-9 лет это очень сложная задача. У него нет еще ни «взрослой» памяти, ни «взрослой» предусмотрительности, ни  «взрослой» силы воли.

 Дорогие родители,  только не перегибайте палку, пытаясь уберечь свое чадо от трудностей.  Он в состоянии все это сделать сам, от вас потребуется лишь ненавязчивый контроль за ходом дела.

«ПРОТИВ»

 -  это дополнительные нагрузки. Выбирая ребенку коллектив/секцию, следует соблюдать умеренность. Не записывайте его, без особой необходимости, в коллективы, где ребенок будет проводить ежедневно по нескольку часов.  Для организации досуга вполне достаточно 2 занятий по 40-50 минут  в неделю.

 - занятия в коллективах требуют дополнительного времени. Хотя трудно представить, что ребенок все свободное время проводит исключительно за приготовлением домашнего задания. Отдых, приносящий положительные эмоции намного важнее, утомительной зубрежки.

Итак, взвесив все «ЗА» и «ПРОТИВ» вы решили отдать своего ребенка в творческий коллектив или спортивную секцию.  Во Дворце работает более 50 коллективов различного направления.  На нашем сайте размещена информация о них. Здесь мы остановимся лишь на их краткой характеристике:

Спортивные секции

- физическое развитие: способствуют общему физическому развитию, укрепляют здоровье, развивают ловкость и координацию движений, вырабатывают мышечную силу;
- психическое развитие: помогают выработать силу воли, настойчивость, уверенность в себе, умение постоять за себя, умение терпеть боль и усталость, преодолевать препятствия, навыки работы в команде;
- дополнительные преимущества: хороший отдых после длительного сидения за партой, возможность ребенку выплеснуть накопившуюся энергию в конструктивной форме.
Хореографические коллективы
- физическое развитие: так же как и спортивные секции, способствуют общему физическому развитию, развивают ловкость и координацию движений. Кроме того, помогают выработать чувство ритма, гибкость;
- психическое развитие: требуют силы воли, твердого характера, умения бороться с трудностями и неудачами. Как правило, сопровождаются публичными выступлениями, что вырабатывает уверенность в себе. Дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность;
- дополнительные преимущества: двигательная активность помогает преодолеть усталость после школы. А владение техникой исполнения различных танцевальных элементов всегда пригодится вашему ребенку.

Коллективы декоративно-прикладного творчества
- физическое развитие: развивают мелкую моторику; зрительно-моторную координацию;
- психическое развитие: формируют усидчивость, развивают внимание, учат самоконтролю, терпению. Воспитывают творческое отношение к окружающему миру, развивают воображение, творческие способности;
- дополнительные преимущества: ребенок научится работать с различными материалами ( глина, листья, семена, скорлупа орехов и т. п.). Ребенок получит некий объем знаний об истории искусства, его основных направлениях, ребенок приобретет умения и навыки, которые обязательно пригодятся ему в дальнейшей жизни.
Музыкально-хоровые  коллективы
- физическое развитие: развивают чувство ритма, музыкальный слух. Тренируют мелкую моторику, зрительно-моторную координацию;
- психическое развитие: вырабатывают силу воли, усидчивость, дисциплинированность. От ребенка потребуются хорошие внимание и память; выступления на сцене помогут ребенку побороть страх публичного выступления, стеснительность, обрести уверенность в себе;
- дополнительные преимущества: вашему ребенку поставят голос, научат технике пения;
-ребенок получит музыкальное образование.
"Научные" кружки. Под этим условным названием мы объединили те кружки, занятия в которых направлены на познание различных научных областей. Например:
- журналистики, где маленький репортер или редактор может попробовать свои силы в устном и письменном жанре;
- психологии, в которых ребенку помогут лучше понять себя, научиться общаться с окружающими, развить свои способности и побороть недостатки;
- историко-археологические, сочетающие изучение теории с посещением музеев, изучением местности в походах. Дополнительная информация, получаемая при этом ребенком, расширяет кругозор;

-военно-патриотические, сочетающие изучение истории, обучение «военной науке», а также формирование  гражданской позиции;
- компьютерные, направленные на овладение необходимыми в современной жизни навыками пользователя компьютерной техникой.

Посещение коллектива это не только деятельность ребенка. Многое будет зависеть и от вашей поддержки. Интересуетесь ли вы, чем занимается ребенок в  творческом коллективе или спортивной секции, какие  у него успехи, как складываются там отношения  с ребятами, чем ему помочь.  А ведь это совсем нетрудно  - уделить чуточку своего времени своему ребенку?