Дорогу осилит идущий // Дворец творчества детей и молодежи МБУ ДО "ДТДиМ"

Дорогу осилит идущий

Итак, кружок выбран (о том, как выбирать коллектив, исходя из индивидуальных особенностей ребенка – см. предыдущую страничку). Остались позади установочное родительское собрание,  покупка необходимых материалов к занятиям, утряска расписания (так чтобы ребенок успевал в различные коллективы и секции),   и ребенок начинает посещать коллектив. Вроде бы самое время родителям расслабиться, передохнуть, заняться своими делами. Ан нет!

         У ребенка прошла первая эйфория от занятий, любопытства поубавилось, а вместе с ним и желание  каждый раз идти на занятие. Вы замечаете, что ваше «сокровище» все чаще и чаще находит предлоги, чтобы не идти   на занятия и на все ваши попытки понять почему, отвечает что-то маловразумительное? Причин этому может быть несколько:

  1. у ребенка не сложились отношения со сверстниками в коллективе;
  2. у ребенка не сложились отношения с  педагогом; 
  3. ребенку трудно заниматься в коллективе, так как он не всегда понимает  изучаемый материал, не понимает объяснения  педагога, не успевает за общим темпом работы.
  4. ребенок не привык прилагать усилия.

Какими бы не были причины отказа ребенка посещать коллектив, родителю необходимо вмешаться в данную ситуацию и  совместно с ребенком найти пути выхода из нее.   У вашего чада еще недостаточно ресурсов и житейского опыта, чтобы справиться   с возникшими проблемами самому. Ему необходима ваша помощь.

Если со слов ребенка, вокруг все «дураки»- ребята его не понимают, педагог к нему несправедлив, то самое верное будет посетить несколько занятий и лично понаблюдать за тем, как ребенок выстраивает отношения с окружающими, насколько внимательно он слушает объяснения педагога,  проявляет ли он  активность на занятии.  Не лишним будет поговорить и с ребятами в коллективе и с педагогом, поскольку  эта  «обратная сторона Луны» вашего ребенка, область, неподдающаяся вашему контролю,  где ребенок  учится строить отношения без вашего участия и возможно допускает некоторые промахи.

         Совсем другое дело, когда ребенок не привык доводить начатое дело  до конца. Ведь   любое занятие требует  от ребенка  умения прилагать усилия. А это значит  преодолевать сопротивление, внешнее или внутреннее, чтобы справиться с возникшей трудностью или достичь намеченной цели. 

Для того чтобы научить ребенка прикладывать усилия, от взрослых также требуются… усилия. Бесспорно,  трудно быть последовательными,  ведь это требует огромных  временных и эмоциональных затрат. Достаточно длительное время  придется требовать, уговаривать,  объяснять, подбадривать, идти на хитрость… Гораздо легче, сэкономив  время и силы, убрать одежду за него, сделать дела, которые поручали выполнить ребенку в течение дня, но они так и остались не выполненными. Однако именно  в тот момент, когда вы начнете прилагать усилия  к   целенаправленному обучению доводить начатое дело до конца,  ребенок это заметит и оценит.  Поверьте, дети быстро принимают правила игры, если знают, что  иначе поступить у них не получится или  в результате их бездействия они лишатся чего-то очень важного для себя. Отрицательный опыт  - это тоже большой  шаг вперед, поскольку помогает им оценивать последствия своих поступков и таким образом в взрослеть. Только когда  ребенок старается и в результате достигает желаемого, он становится более самостоятельным и уверенным в себе, поскольку может гордиться собой «Я смог, хотя это было совсем не просто!». Приучив себя преодолевать препятствия, достигать желаемых целей, ребенок вскоре осознает, что существует будущее и то, каким оно будет, зависит от него.

Нам, родителям нужно  не лениться, вставать с ребенком рядом и добрым словом  и своим примером  обучать  его справляться с  житейскими трудностями.

Дорогу осилит идущий.