- Страничка психолога
- Дорогу осилит идущий
Дорогу осилит идущий
Итак, кружок выбран (о том, как выбирать коллектив, исходя из индивидуальных особенностей ребенка – см. предыдущую страничку). Остались позади установочное родительское собрание, покупка необходимых материалов к занятиям, утряска расписания (так чтобы ребенок успевал в различные коллективы и секции), и ребенок начинает посещать коллектив. Вроде бы самое время родителям расслабиться, передохнуть, заняться своими делами. Ан нет!
У ребенка прошла первая эйфория от занятий, любопытства поубавилось, а вместе с ним и желание каждый раз идти на занятие. Вы замечаете, что ваше «сокровище» все чаще и чаще находит предлоги, чтобы не идти на занятия и на все ваши попытки понять почему, отвечает что-то маловразумительное? Причин этому может быть несколько:
- у ребенка не сложились отношения со сверстниками в коллективе;
- у ребенка не сложились отношения с педагогом;
- ребенку трудно заниматься в коллективе, так как он не всегда понимает изучаемый материал, не понимает объяснения педагога, не успевает за общим темпом работы.
- ребенок не привык прилагать усилия.
Какими бы не были причины отказа ребенка посещать коллектив, родителю необходимо вмешаться в данную ситуацию и совместно с ребенком найти пути выхода из нее. У вашего чада еще недостаточно ресурсов и житейского опыта, чтобы справиться с возникшими проблемами самому. Ему необходима ваша помощь.
Если со слов ребенка, вокруг все «дураки»- ребята его не понимают, педагог к нему несправедлив, то самое верное будет посетить несколько занятий и лично понаблюдать за тем, как ребенок выстраивает отношения с окружающими, насколько внимательно он слушает объяснения педагога, проявляет ли он активность на занятии. Не лишним будет поговорить и с ребятами в коллективе и с педагогом, поскольку эта «обратная сторона Луны» вашего ребенка, область, неподдающаяся вашему контролю, где ребенок учится строить отношения без вашего участия и возможно допускает некоторые промахи.
Совсем другое дело, когда ребенок не привык доводить начатое дело до конца. Ведь любое занятие требует от ребенка умения прилагать усилия. А это значит преодолевать сопротивление, внешнее или внутреннее, чтобы справиться с возникшей трудностью или достичь намеченной цели.
Для того чтобы научить ребенка прикладывать усилия, от взрослых также требуются… усилия. Бесспорно, трудно быть последовательными, ведь это требует огромных временных и эмоциональных затрат. Достаточно длительное время придется требовать, уговаривать, объяснять, подбадривать, идти на хитрость… Гораздо легче, сэкономив время и силы, убрать одежду за него, сделать дела, которые поручали выполнить ребенку в течение дня, но они так и остались не выполненными. Однако именно в тот момент, когда вы начнете прилагать усилия к целенаправленному обучению доводить начатое дело до конца, ребенок это заметит и оценит. Поверьте, дети быстро принимают правила игры, если знают, что иначе поступить у них не получится или в результате их бездействия они лишатся чего-то очень важного для себя. Отрицательный опыт - это тоже большой шаг вперед, поскольку помогает им оценивать последствия своих поступков и таким образом в взрослеть. Только когда ребенок старается и в результате достигает желаемого, он становится более самостоятельным и уверенным в себе, поскольку может гордиться собой «Я смог, хотя это было совсем не просто!». Приучив себя преодолевать препятствия, достигать желаемых целей, ребенок вскоре осознает, что существует будущее и то, каким оно будет, зависит от него.
Нам, родителям нужно не лениться, вставать с ребенком рядом и добрым словом и своим примером обучать его справляться с житейскими трудностями.
Дорогу осилит идущий.