История дополнительного образования // Дворец творчества детей и молодежи МБУ ДО "ДТДиМ"

История дополнительного образования

От внешкольного воспитания — к дополнительному образованию детей

     На государственном уровне решение о развитии внешкольного образования было принято в ноябре 1917 года, когда в Народном комиссариате просвещения РСФСР был создан отдел внешкольного образования.

     В 1918 году  было создано первое государственное внешкольное учреждение «Станция юных любителей природы» (Москва, Сокольники).

     В июне 1919 года был проведён I Всероссийский съезд по внешкольному образованию.

     В 30-е годы термин «внешкольное образование» был заменен на «внешкольное воспитание». Очень бурно проходил рост учреждений, в которых получили распространения формы внешкольного воспитания, они стали называться внешкольными учреждениями. К 1940 году в СССР насчитывалось 1846 внешкольных учреждений, находящихся в ведении министерств просвещения, культуры, путей сообщения, речного и морского флота, профсоюзов, Осавиахима, добровольных спортивных обществ и других организаций, и ведомств.

     В послевоенное время шло бурное восстановление и развитие системы внешкольного воспитания. Росла численность Домов и Дворцов пионеров, Станций юных туристов и техников, загородных пионерских лагерей, детско-юношеских спортивных школ.

     Внешкольное воспитание в 50-80-е годы было связано с общей идеологией, когда существовала единственная детская организация, единственная молодежная организация, установкам и целям которых подчинялись и образовательные структуры. В это время в лучших внешкольных учреждениях страны был накоплен уникальный опыт взращивания талантов.

     Многие звезды кино, искусства, спорта, науки и техники были воспитанниками системы внешкольного воспитания: чемпионы мира по шахматам Анатолий Карпов, Борис Спасский, актёр Сергей Никоненко, режиссёр Ролан Быков, глава РАО ЕЭС Анатолий Чубайс, руководитель Росспорта Вячеслав Фетисов и многие другие известные в России и за рубежом люди.

     После 1991 года система внешкольного воспитания не только не распалась, но в отличие от других типов образовательных учреждений, получила приращение.

     В соответствии с Законом РФ «Об образовании» с 1992 года внешкольные учреждения стали именоваться учреждениями дополнительного образования детей. Важно в этой связи отметить, что в 90-е годы произошла непростая смена вывесок, а качественное изменение содержания и форм деятельности как учреждений, так и педагогов дополнительного образования детей.

Дополнительное образование сегодня

     Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» поставил перед властями задачу - добиться, чтобы три четверти российских детей и подростков от 5 до 18 лет в 2020 году смогли посещать программы дополнительного образования. В 2014 году была утверждена Концепция развития дополнительного образования детей. В ней говорилось о ценностном статусе этого вида образования, о его миссии, целях, задачах и направлениях развития. А уже в 2015 году в Федеральной целевой программе развития образования (ФЦПРО) на 2016 - 2020 годы впервые было выделено в отдельную задачу развитие дополнительного образования детей. Создатели ФЦПРО напомнили, что сфера дополнительного, или неформального, образования является важнейшим источником инноваций. «Возможность развития способностей ребенка с каждым годом представляется российским семьям все более ценной, - говорит Татьяна Всеволодовна Абанкина, директор Центра государственного сектора экономики НИУ Высшая школа экономики. – Современные родители меняют свое отношение к дополнительному образованию: они начинают относиться к нему более серьезно и ответственно. Семьи понимают, что от них зависит выбор программы дополнительного образования и готовы разделить ответственность за выбор, сделанный их детьми».

     Как показывают исследования, увлекательные и современные программы дополнительного образования (любой направленности – техника, спорт, искусство) помогают сформировать у детей мотивацию к учебе. Это - важнейшая педагогическая и социальная задача, которая решается школой, семьей и сферой образования, которое недаром называют неформальным. По данным мониторинга экономики образования НИУ Высшая школа экономики, в 2015-2016 году 43% родителей выбрали для своих детей общеразвивающие спортивные программы и предпрофессиональные занятия спортом. На втором месте по значимости оставались занятия искусством (живопись, прикладное искусство, танцы музыка, театр). Их предпочли 35% семей. Еще 35% родителей отправили своих детей на дополнительные занятия по предметам школьной программы. Иностранные языки заняли в рейтинге родительских предпочтений четвертое место (13%). 5% семей выбрали для детей занятия туристическо-краеведческой направленности, 3% - программы, связанные с военно-патриотическим воспитанием.

    Исследователи отметили, что в 2015-2016 годах только научно-технические занятия оставались недостаточно востребованными в российских семьях. В кружках технической направленности (преимущественно - по конструированию и моделированию) занимались 6% детей и подростков от 5 до 18 лет. Еще 8% российских школьников попробовали себя в исследовательской деятельности: они реализовывали под руководством педагогов разные проекты в сфере естественных и гуманитарных наук.

     На государственном уровне решено было поддержать программы дополнительного образования технической направленности, адресованные детям и подросткам. В 2016 году в рамках Федеральной целевой программы развития образования был объявлен конкурс по двум номинациям: «Реализация сетевых инновационных программ, содействующих обновлению содержания, форм и технологий в системе дополнительного образования детей» и «Реализация современных моделей организации дополнительного образования детей в области технического творчества, исследовательской и проектной деятельности детей и подростков». В нем победили 16 государственных и негосударственных организаций из разных регионов России, которые развивают разные направления дополнительного образования в России. Наиболее интересные проекты связаны с технической и научно-исследовательской направленностью.

    Интересно, что программы технического творчества молодеют: родители готовы отдавать на занятия робототехникой детсадовцев (до 5 лет). Наблюдается и другая тенденция: к занятиям рядом со старшеклассниками стремятся приступить и молодые люди, закончившие школу (от 18 до 24 лет). В 2017 году возможность выбрать программу исследовательского или научно- технического направления расширилась, давая уникальные возможности для семей.

Педагоги и руководители образования разных регионов России прикладывают усилия, чтобы помочь семьям, детям и подросткам найти современную, увлекательную и полезную программу дополнительного образования.