Дополнительное образование сегодня

                 Вызовы времени, охватившие наше общество в 21 веке, можно без преувеличения назвать глобальными. Они нашли отражение в повседневной жизни, куда проникли новые технологии, новый образ мышления, новые формы деятельности людей. И они же не могли обойти ту отрасль нашего социума, которая формирует и закладывает фундамент будущего – отрасль образования.

                 Не поняв, каким должен быть человек будущего, невозможно определить, как и чему учить его в настоящем. Основные принципы, отразившиеся в концепции развития дополнительного образования – свободный выбор ребенка, его социализация, разнообразные доступные возможности личностного роста и профессионального самоопределения, персонализация и неформализованность образования.

                  Уникальная система дополнительного образования детей в России уже почти 100 лет базируется именно на этих принципах — она учитывает индивидуальные способности детей, предлагает вариативное содержание, развивает личностные качества.

                 Сегодня государство рассматривает всю сферу дополнительного образования как некую инновационную площадку, генерирующую новые модели и технологии, внедряющую их на максимально персонифицированном уровне.

                 Основой сферы являются педагоги – люди, которые в течение жизни несут искру творчества, созидания, поиска, готовые принять в свой коллектив каждого. Принять, помочь, научить, развить, выпустить в жизнь…

                 Введение нового образовательного стандарта раскололо общество на 2 лагеря. Сторонники рады перелому в устоявшейся системе обучения, а противники говорят о надуманности нововведений. Официально это совершенно новый курс – не на знания, а на умение получать их самостоятельно. Важно не то, сколько информации усвоил ученик, а то в состоянии ли он и после окончания школы самостоятельно расширять свой кругозор, учиться новому. Человек, умеющий логически мыслить, анализировать, всегда будет отлично ориентироваться в том море информации, которым переполнен современный мир, будет критично относиться к новому, иметь собственную точку зрения, стремиться к знанию. Как же помочь ребенку стать самостоятельным? С помощью дополнительного образования!

                 Прежде всего, занятия в кружках и секциях — это смена вида общения и деятельности. Обычно обстановка в них более неформальная, нежели в школе, и дети могут более свободно общаться и развиваться. Нет жестких требований к дисциплине и изучению скучных или неинтересных данных. В кружках и секциях занятия проводятся исходя из интересов ребенка, педагоги не столь строги, позволяется вставать, пошуметь, и даже пошалить в пределах разумного. При этом ребенка совершенно не разбалуют подобным отношением.

                 Дополнительное образование — это еще и знакомство с новыми детьми и взрослыми, но группы малочисленные, а для занятий обычно отводится отдельное и оборудованное помещение. В отличие от школы, во время перерывов детей не окружают шум и суета, поэтому такая деятельность может позволить «отдыхать от школы».

                Также такие занятия интересны увлекательным делом, возможностью поиграть, смастерить что-либо своими руками, узнать много нового и поделиться своими идеями и мыслями с ровесниками. В хороших кружках детям предлагается смена деятельности и возможность отдыха — как пассивного, так активного.

                За счет занятий в секции или кружке можно грамотно организовать досуг ребенка, разнообразить и расширить круг его общения, найдя единомышленников в его любимом деле, приобрести новых друзей. Занятия в таких кружках помогают в формировании самостоятельности и ответственности, тренируют память и многие другие качества. И естественно, опытные педагоги помогут в развитии талантов ребенка и выявлении его скрытых способностей, что повышает самооценку ребенка и открывает перспективы для выбора профессии в будущем.

Концепция дополнительного образования

Фрагмент публичного доклада  начальника Управления образования Озерского городского округа Л.В. Горбуновой

Фрагмент презентации к публичному докладу начальника Управления образования Озерского городского округа Л.В. Горбуновой