«Детство – это я и ты» и дистант, который не помеха любителям "Звучащего слова" // Дворец творчества детей и молодежи МБУ ДО "ДТДиМ"
  • Новости
  • «Детство – это я и ты» и дистант, который не помеха любителям "Звучащего слова"

«Детство – это я и ты» и дистант, который не помеха любителям "Звучащего слова"

     Когда в конце марта мы уходили на самоизоляцию, представить себе, что это надолго, вряд ли могли. Однако, всю весну мы, педагоги, буквально пытались влиться в эту новую для всех систему дистанционного обучения, и, что было еще сложнее, учились проводить мероприятия при помощи Интернета, казавшегося нам некогда таким привлекательным, таящим в себе столько невероятных возможностей. Сейчас уже конец октября, и онлайн-формат не то что бы сошел на нет, а, напротив, поглощает все больше и больше активностей, переводя их в дистанционную форму.

     Именно так, дистанционно на прошлой неделе нами был открыт большой муниципальный фестиваль «Детство – это я и ты», включающий в себя несколько конкурсов, которые пройдут в течение всего 2020-2021 учебного года. Это конкурсы чтецов (октябрь), солистов и вокальных ансамблей (ноябрь), театральных и хореографических коллективов (апрель).

     Первым конкурсом в рамках Фестиваля стал конкурс чтецов поэзии и прозы «Звучащее слово». Все мы – и педагоги, и участники, и организаторы были взволнованы новостью о том, что в этом году юные любители художественного слова будут вынуждены состязаться дистанционно, прислав видеозапись своего выступления. И долгое время заявки от школ и учреждений дополнительного образования были столь малочисленны, что мы начали сомневаться состоится ли конкурс. Но практически перед самым окончанием приема заявок участников стало более пятидесяти, что не могло не радовать.

     В прошедший четверг, 22 октября, мы провели скромную, но уютную церемонию открытия на платформе Zoom, чтобы поприветствовать участников и пожелать им удачи. Теплые слова напутствия прозвучали в адрес конкурсантов от членов жюри. В этом году участников оценивали Наталья Федоровна Гринева, старший инспектор отдела общего и дополнительного образования Управления образования Озерского городского округа, Галина Ринатовна Магдеева, филолог, выпускница кафедры классической литературы УрФУ, сотрудник отдела искусств Центральной городской библиотеки и Зоя Александровна Загуляева, режиссер-постановщик, педагог-организатор первой квалификационной категории МБУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи».

     26 октября итоги конкурса были подведены во время онлайн-конференции членов жюри на платформе Zoom.

«Детство – это я и ты» и дистант, который не помеха любителям художественного слова, изображение №1
 

     Сказать, что оценивать чтецов в таком, дистанционном формате – задача не из легких, – ничего не сказать, хотя многие участники настолько ответственно отнеслись к конкурсу, что смотреть и слушать их было весьма приятно: высокий уровень культуры и глубина проникновения в литературный текст не остались незамеченными. Вот, как члены жюри отзываются о конкурсе и выступлениях.

     Наталья Федоровна Гринева, председатель жюри: «Хочется отметить высокий уровень подготовки конкурсантов, серьезный подход к выбору литературного произведения, интересный выбор места для выступления и формата записи выступления. Особенно мне понравилось выступление Маргариты Парфеновой МБОУ СОШ №33 (стихотворение "Рассеянная няня") и Дениса Онищенко МБОУ СОШ №32 (стихотворение "Скрипач", возрастная группа с 1 по 4 класс). Думаю, что все участники приобрели новый опыт выступления в дистанционном формате, научились создавать образы и настроение. Хочу сказать спасибо всем участникам и организаторам конкурса! Успехов!»

     Галина Ринатовна Магдеева: «Приятно быть частью интересной творческой команды, спасибо за приглашение в жюри! Выступления детей сложно оценивать, каждый старался настолько хорошо, насколько он мог. Ведь, если один ребенок с легкостью может пройти через тернии текста и исполнения, другой вынужден упорно трудиться для достижения результата, тогда и само участие — уже победа! Поэтому каждый из чтецов – это индивидуальность, каждый из чтецов хорош по-своему. Спасибо всем – ребятам, учителям, организаторам! Все молодцы! Конечно, подобные конкурсы должны проходить только в живом присутствии чтеца на сцене и зрителя в зале. Где-то некачественная видеосъемка повлияла на восприятие прочтения. В некоторых роликах спецэффекты (музыкальное сопровождение, обработка видео) передвинули чтеца на второй план. Необходимо учитывать, что это вынужденный вариант участия, продиктованный эпидемиологической обстановкой, поэтому я, как член жюри, в первую очередь хочу выразить благодарность участникам и организаторам за новаторство, смелость и труд по организации подобного мероприятия».

     От себя, как от куратора конкурса и члена жюри добавлю следующее. К художественному чтению на камеру стоит подходить не менее ответственно, чем к живому выступлению на публике. Объектив - это беспристрастный взгляд собеседника, который не терпит фальши и мгновенно распознает все оттенки вашего настроения и настроя. Аккуратность внешнего вида в кадре не менее важна, чем качественное прочтение стихотворного текста или прозаического отрывка, а качественное прочтение не отменяет необходимости глубокого понимания того, что и как вы читаете, ведь, если этого не понимает сам чтец, то как же слушатель может проникнуться текстом, как же он воспримет ту историю, которую вы рассказываете посредством стихов или прозы? Именно поэтому так важно подбирать произведения, соответствующие возрасту: в этот раз, как и всегда, мы услышали множество произведений, прочтенных поверхностно. Особенно осторожно стоит брать для прочтения прозу. Увлечь прозаическим текстом слушателя, прочесть прозу так, чтобы мельчайшие нюансы истории поразили его – вот высший пилотаж! Поразить зрителя музыкой на фоне не так уж и сложно, а длина текста никак не может повлиять ни на оценку жюри, ни на восприятие зрителя, ведь уже с первого четверостишья или нескольких предложений становится понятно – тронуло или нет. Громко читать – не значит читать хорошо. Так, одна современная поэтесса пишет: «Самые важные фразы должны быть тихими». С этим сложно поспорить. И, самое главное, не забывайте работать со зрителем, говорите с ним, рассказывайте ему эти чудесные истории, заложенные в тексты поэтов и писателей разных поколений. Художественное слово – это то, что способно трогать сердца и дарить вдохновение всегда, тем более в такое непростое время.

«Детство – это я и ты» и дистант, который не помеха любителям художественного слова, изображение №2
«Детство – это я и ты» и дистант, который не помеха любителям художественного слова, изображение №3
     Первый муниципальный дистанционный конкурс чтецов завершен. И все получилось даже лучше, чем мы ожидали – онлайн не стал нам помехой, а, наоборот, внес краски в холодные октябрьские дни. Благодарю педагогов за подготовку участников, конкурсантов за поразительные выступления, членов жюри за быструю и качественную оценку! Поздравляю победителей! И желаю всем удачи и крепкого здоровья!

Зоя Загуляева, педагог-организатор, куратор муниципального конкурса чтецов

  • Муниципальный Опорный Центр
  • Удовлетворенность качеством дополнительного образования в округе
  • Внутренняя система оценки качества образования
  • Официальная страница МБУ ДО "ДТДиМ" в социальной сети "Одноклассники"
  • Журнал школьников Озерского городского округа "Будь в теме"
  • Навигатор дополнительного образования детей Челябинской области
  • Независимая оценка качества образования
  • Национальные проекты России. Образование