Задачка со многими переменными // Дворец творчества детей и молодежи МБУ ДО "ДТДиМ"

Задачка со многими переменными

Каждый год в апреле проводится традиционная «Неделя психологии в образовании». В этом году была заявлена тема взаимоотношений ребенка с социумом.

Работая с детьми разного возраста и непосредственно общаясь с ними, начинаешь понимать суть тех проблем, с которыми сталкиваются ребята в повседневной жизни и не могут с ними справиться в силу своего небольшого жизненного опыта. И здесь задача взрослых - помочь ребенку осмыслить сложившуюся ситуацию и совместно найти пути выхода из нее.

Сегодня мне бы хотелось остановиться на одной из таких ситуаций, свойственных учебным коллективам 5-х классов. Суть её такова. Класс сам по себе не очень дружный, разобщенный, большинство ребят в нем имеют ровные отношения с одноклассниками, но нет «заводилы» - лидера, который бы задавал в классе тон. Зато есть один-два человека, которые постоянно перетягивают на себя внимание педагогов, всего класса и вызывают всеобщее негодование. Они обзываются, ругаются нехорошими словами, провоцируют драки, посмеиваются над другими, переходя на личные качества ребят. Это дестабилизирует обстановку в классе. Классные часы, разбор очередных ситуаций тет-а-тет, беседы педагога с родителями не дают никакого результата.

Получается некий замкнутый круг – большинству в классе хочется получать знания, но нет возможности, поскольку вместо того, чтобы заниматься учебным процессом, они вынуждены участвовать в «играх» которые разыгрывают «плохиши». При этом школа для всех - обязательное ежедневное мероприятие. Идти туда не хочется, но нужно. Соответственно каждый день ваш ребенок прикладывает колоссальное количество душевных сил, чтобы  прожить еще один день в классе. Если у вас есть дети этого возраста, спросите их, похожа ли эта ситуация на описанную мной? Как они себя ощущают в классе? Какие способы они испробовали для изменения ситуации? Какие пути выхода они видят из создавшегося положения?

А  на ваш, взрослый взгляд, что надо предпринять?

Предвижу очень простой и естественный ответ: убрать (разные способы можно придумать) из класса «плохишей» - и тогда дети будут спокойно учиться и получать хорошие отметки.

А попробуйте найти такое решение, при котором все переменные (класс, «плохиши», педагоги) останутся в общем пространстве.

Даю подсказку: 5 класс – это новый коллектив, в котором идет процесс установления позиций как каждого из членов коллектива, так и коллектива в целом.

Мне бы очень хотелось услышать вашу позицию, поэтому, если  это не составит труда, дайте знать, какое решение нашли вы. Мой e-mail: allagull@mail.ru

 Алла ГУМБУРГ, психолог

  • Муниципальный Опорный Центр
  • Удовлетворенность качеством дополнительного образования в округе
  • Внутренняя система оценки качества образования
  • Официальная страница МБУ ДО "ДТДиМ" в социальной сети "Одноклассники"
  • Журнал школьников Озерского городского округа "Будь в теме"
  • Навигатор дополнительного образования детей Челябинской области
  • Независимая оценка качества образования
  • Национальные проекты России. Образование