Поколение Z: гордость и предубеждение // Дворец творчества детей и молодежи МБУ ДО "ДТДиМ"
  • Новости
  • Поколение Z: гордость и предубеждение

Поколение Z: гордость и предубеждение

     Вот как описывает Поколение Z американский детский психолог Шерри Постник-Гудвин: «они предпочтут текстовое сообщение разговору. Они общаются в сети - часто с друзьями, с которыми никогда не виделись. Они редко бывают на улице… Они не представляют себе жизни без мобильных телефонов. Они никогда не видели мира, в котором не было высоких технологий или терроризма. Компьютеры они предпочитают книгам и во всём стремятся к немедленным результатам. Они выросли в эпоху экономической депрессии, и от них всеми ожидается лишь одно - быть успешными. Большинство из них очень быстро взрослеют, видя и чувствуя себя значительно старше своих лет».

Поколение Z: гордость и предубеждение, изображение №1
 

     Может быть, нам сегодня уже не нужно следовать по стопам западных теоретиков? Ведь слишком сильно различаются и условия, и цели воспитания человека; темпы, уровни развития экономики и общества – вообще все ценности различаются! И, чем дальше – тем сильнее…

     Изначально на западе предполагалось, что «Цифровой человек» поколения Z заинтересуется наукой и технологиями (например, предполагалось, что многие представители поколения будут заниматься инженерно-техническими вопросами, биомедициной, робототехникой), а также искусством, в том числе – «в цифре». При этом ожидалось, что ценности здоровья станут ещё более актуальны – для поддержания здоровья при современном образе жизни нужно прикладывать все больше усилий, а значит, и денег в этой сфере будет тратиться все больше. И вот она новая, искусственно созданная, модная индустрия – ЗОЖ! Семейные ценности же в глазах нового поколения, по мнению западных теоретиков, обречены на постепенную девальвацию в угоду успеху и благосостоянию.

     Что же имеем по факту? Значительно выросло влияние соцсетей – а влияние семьи и школы, напротив, ослабло; активно пересматриваются традиционные ценности; неуклонно сокращается доля – и качество! – живого общения в пользу виртуального; секундный «хайп» заставляет детей совершать немыслимые поступки… «Поколение Z» активно пробует все, что модно, все, что продается в сети (и ЗОЖ, и отношение к здоровью, и запрещенные препараты в том числе). Дети «нового поколения» готовы последовать и на «модные», даже протестные, акции, организованные через соцсети. Кажется, сбылись, прежде всего, отрицательные ожидания…

     «Такие люди» или все же «Такие времена»? Может быть, это не особенности поколения, которые нам нужно учитывать, а всего лишь особенности современного мира? Тем более что в России даже географически – где-то экономический бум, а где-то постоянная «экономическая депрессия». Или это особенности и последствия ведущих видов деятельности ребенка? Мне как педагогу (и представителю «поколения Y») решение этой проблемы видится именно в этом ключе.

     Известно, что «психика ребенка развивается под влиянием стихийных и организованных воздействий среды», но вот какое из них оказывает большее воздействие на его развитие, психологами до сих пор до конца не выяснено. Однако педагоги решают эту проблему ежедневно: педагогический процесс как раз и состоит из этих организованных воздействий, направленных на развитие ребенка. Мы можем и прогнозировать требуемый результат, и добиваться его достижения, формировать требуемые качества, развивая способности и учитывая имеющиеся задатки (врожденные особенности, которые и служат базой для формирования тех или иных способностей). Кстати, еще один очень интересный вопрос: каких выдающихся результатов достигли распиаренные в свое время, с богатейшими задатками «дети Индиго»?

     От чего же в большей степени зависит развитие способностей ребенка - от имеющихся задатков (генетически обусловленной предрасположенности) или правильно организованного обучения и воспитания? – главный вопрос, который волнует педагогов дополнительного образования. Можно ли сформировать у ребенка высокоразвитые способности к определенному виду деятельности, если у него при рождении не было соответствующих задатков? Каковы критерии развития? Всякое ли изменение психики и поведения ребенка можно считать его развитием или только такое, которое является необратимым? Как рост уровня интеллектуального развития ведет к изменению личности ребенка, и наоборот, способны ли личностные изменения влиять на интеллектуальное развитие? Как эффективнее формировать эмоциональный интеллект?.. Вот целый ряд вопросов, на которые могла бы дать ответ психология.

      «Мы – поколение Z…» А это – поколение? Или те из них, кто не имеет своего «персонально значимого и эмоционально насыщенного» дела? Это уже сформированные отрицательные качества или не сформированные положительные? Ведь любые личностные качества могут быть сформированы, если целенаправленно работать над их формированием, и, раз повседневная деятельность детей формирует у них, по большей части, отрицательные качества, то задача дополнительного образования – предлагать детям такой вид деятельности, который и будет формировать требуемые положительные качества.

      И, напоследок, понятием «поколение» неслучайно не оперируют ни педагогика, ни возрастная психология, ведь внутри каждого поколения множество социальных групп с различными и куда более выраженными качествами, а внутри каждой группы – личности и индивидуальности. Понятие «поколение» интересует социологов и маркетологов. Первые просто описывают отличия как данность, вторые – подчеркивают эти отличия, чтобы сформировать моду и продать побольше.

     «Люди верят в разницу поколений так же свято, как в гороскопы, хоть и то, и другое никак не подтверждено наукой. И так же, как и в случае с астрологией, поколенческие стереотипы действительно влияют на жизнь других только из-за того, как много людей в них верят» (Faye Flam, журналист Science Magazine, США).

      Любить свое дело, страну; научить детей любить свое дело, семью; подарить детям возможность продуктивно и творчески общаться, самим учиться многому у них – вот наша главная педагогическая задача и наш личный вклад в новое, образованное, духовное, амбициозное, не всегда понятное нам, поколение. В поколение без какой-нибудь буквы – в поколение наших детей и внуков.

Нелли Козел, педагог дополнительного образования

  • Муниципальный Опорный Центр
  • Удовлетворенность качеством дополнительного образования в округе
  • Внутренняя система оценки качества образования
  • Официальная страница МБУ ДО "ДТДиМ" в социальной сети "Одноклассники"
  • Журнал школьников Озерского городского округа "Будь в теме"
  • Навигатор дополнительного образования детей Челябинской области
  • Независимая оценка качества образования
  • Национальные проекты России. Образование