Маршрутами Южного Урала

В отечественной педагогике существует мнение о том, что невозможно воспитать человека с серьезными духовными запросами, настоящего патриота без опоры на национальную культуру и искусство. На это указывали В. В. Зеньковский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский. Представители современной педагогики (Г. Н. Волков, Т. А. Копцева, Б. М. Неменский, Н. П. Сакулина, А. П. Усова, Р. М. Чумичева и др.) отмечают, что национальное самосознание и культурная идентичность формируется через погружение в культуру родного края. Особую значимость проблема приобщения к культуре родного края приобретает в школьном возрасте. Детям свойственна особая потребность в переживании эстетических чувств для формирования ценностных ориентиров. В этом возрасте на основе чувственного опыта у детей происходит создание целостного образа окружающего мира, происходит активизация мыслительной и интеллектуальной деятельности. Ученые отмечают сенситивность этого возраста для формирования ценностного сознания на основе активного усвоения образцов поведения, эмоциональной отзывчивости к явлениям художественной культуры и повседневной жизни.

Академик Д.С. Лихачев утверждал, что «без всестороннего комплексного изучения родного края невозможно формирование у человека культуры, гражданственности, патриотизма». Как показывает практика, знакомство с прошлым, настоящим малой родины, ее природными, экономическими, политическими, культурными особенностями способствует осознанию ими своей принадлежности к определенной нации и формированию чувства гордости за это, пробуждает стремление к знанию ее истории, местных обычаев и традиций, сопричастности к судьбе своего народа, помогает решению задач социальной адаптации школьников, формированию у них готовности жить и трудиться в своем регионе, участвовать в его развитии, социально-экономическом и культурном обновлении, а также развивает эстетические чувства, создает возможности для самореализации.

Нам посчастливилось жить в одном из самых интересных уголков России – на Южном Урале. Профессор Э. Петри более века назад писал про Южный Урал: «Южный Урал преисполнен оригинальных и чарующих красок. Он не может соперничать с Альпами по величавости, но вполне равняется им по живописности и по привлекательности своих видов. Прекрасное и в то же время сильное впечатление производят эти, по-видимому, бесчисленные и более или менее параллельные друг другу ряды мощных хребтов, сложенных из гранита, гнейса, кристаллических сланцев, кварцитов и кварцевых песчаников. Они покрыты густыми лиственными и хвойными лесами, из которых местами сурово выступают обнаженные стены и обрывы или же выветрившиеся от непогоды причудливого вида вершины. Мрачные и мало доступные высоты эти еще более оттеняют нежную красоту мирных, но забытых и таинственных долин. Прекрасны быстрые и прозрачные потоки Южного Урала, верховья Белой. Урала, Уя и Ая, чудные горные озера среди лесов и топей, неизведанные никем сталактитовые пещеры с подземными озерами».

В 2022 году Правительство России опубликовало документ за подписью премьер-министра Михаила Мишустина – госпрограмма «Развитие туризма» до 2030 года. В программе выделено 12 туристских макротерриторий: Большое Золотое кольцо, Западный Юг России, Дальний Восток, Восточный Юг России, из Москвы в Санкт-Петербург, Большой Урал, Большая Волга, Русский Север и Арктика, Большой Алтай, Большой Кавказ, Русская Балтика, Байкал. В макротерриторию «Большой Урал» включена Челябинская область наряду с Башкортостаном, Пермским краем, Свердловской областью.

Включение Челябинской области в программу не случайно: в 2022 году она вошла в топ-15 туристических территорий. В Челябинской области представлено большое количество туристских направлений: туризм спортивный, культурно-познавательный, рекреационный и другие. Челябинская область имеет огромное количество памятников архитектуры, природы, истории. Это очень важно в настоящее время, поскольку для России развитие туристской сферы (в особенности развитие внутреннего и въездного туризма) является первоочередной задачей. В данный момент из-за политической и экономической обстановки в стране всё меньше людей могут выезжать отдыхать за границу. Все вышеперечисленное свидетельствует об огромном потенциале нашего родного края, который хотят посещать и изучать люди, проживающие в других регионах России. Следовательно, школьникам, проживающим на территории Челябинской области, необходимо изучать памятники архитектуры, природы и истории, которые находятся совсем рядом и не случайно первая игра сезона муниципальной интеллектуальной игры «Что?Где?Когда?» была посвящена теме «Маршрутами Южного Урала».

В игре принимали участие команды 11-х классов 21, 24,25,27,30,33,35,36,38 школ города и лицея № 39. Игра состояла из двух туров: основной тур и блиц. Самым легким вопросом основной игры оказался вопрос о границе между Европой и Азией: на него ответили правильно 9 из 10 команд. Самыми сложными оказались вопросы о хребте Нургуш и Александровской сопке: на них правильно ответила только одна команда из МБОУ СОШ № 38. И у данной команды самый лучший результат в основной игре. Блестяще блиц сыграла команда МБОУ СОШ № 27: из 10 вопросов правильными были 9 ответов.

Маршрутами Южного Урала, изображение №1

Маршрутами Южного Урала, изображение №2

Маршрутами Южного Урала, изображение №3

Маршрутами Южного Урала, изображение №4

 

В результате по итогам игры места распределились следующим образом:

3 место завоевали команда МБОУ СОШ № 25 и МБОУ «Лицей № 39».

2 место завоевала команда МБОУ СКОШ №36.

1 место завоевали команды МБОУ СОШ №38 и МБОУ СОШ №27.

Мы поздравляем команды-победительницы, благодарим за участие команды школ 21,24,30,33,35 и приглашаем принять участие в следующих играх!

Ирина Серегина, педагог-организатор

  • Удовлетворенность качеством дополнительного образования в округе
  • Внутренняя система оценки качества образования
  • Дистанционное обучение
  • Журнал школьников Озерского городского округа "Будь в теме"
  • Навигатор дополнительного образования детей Челябинской области
  • Независимая оценка качества образования
  • Национальные проекты России. Образование