Чему меня научила пионерская жизнь // Дворец творчества детей и молодежи МБУ ДО "ДТДиМ"
  • Новости
  • Чему меня научила пионерская жизнь

Чему меня научила пионерская жизнь

Пионерская жизнь детей 60-х годов начиналась с приёма в октябрята во втором классе. В 21 веке ребёнок приобретает свой первый статус в социальных сетях, а дети моего поколения ­ в маленькой ячейке огромной общественной организации. Но чтобы войти туда, надо было заявить о себе не словами или подать заявление, а совершить значимые дела и поступки: хорошо учиться, не иметь нареканий от взрослых. Церемония принятия в октябрята была публичной, но без пафоса. В каждом классе октябрята объединялись в «звёздочки», как правило, по 5 человек, где они учились взаимодействовать друг с другом, в команде и соревноваться между собой. Виды соревнований были очень разнообразные: по лучшей стенгазете и читательскому дневнику, чтоб в «звёздочке» не было двоечников, лучше всех выступить на школьном концерте, не иметь замечаний по внешнему виду, чистым рукам и грязной обуви.

В конце третьего класса начинался приём в пионеры только лучших октябрят. Перейти в статус пионера в числе первых было очень почётно и значимо для своей самооценки. Да и ритуал приёма был эффектный, торжественный и публичный. Надо было наизусть прочесть клятву пионера на торжественной линейке перед всеми учениками школы, преклонить колено перед знаменем пионерской дружины школы. Старшая пионервожатая особым образом повязывала на шее кумачовый галстук­ символ государственного флага. Затем произносила полную версию девиза пионеров; - «Пионер, к борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза будь готов!», означающий готовность выполнить любое задание организации или сокращённую версию девиза «Будь готов!», отзыв на который «Всегда готов!» День приёма в пионеры я запомнила на всю жизнь и торжественность момента и ободряющие слова любимой учительницы, восхищённые глаза одноклассников. Это был солнечный день, 22 апреля­ день рождения тогдашнего кумира В.И. Ленина. После школы я с подругами очень долго гуляли по нашему маленькому городку в расстёгнутых пальто с алеющими на груди галстуками. Тогда впервые испытала огромное чувство гордости, самосознания своей значимости, что впоследствии всегда двигало меня на хорошие и не очень, дела и поступки.

Началось новое и очень содержательное время моего детства. В школе активно работала пионерская дружина, носившая имя какого-либо героя страны. Дружина нашей школы была имени Павлика Морозова, тогда маленького героя времён коллективизации. В 21 веке многие героические поступки людей 20 века подвергнуты сомнению, тогда мы не знали, что сколько людей, столько и мнений, размышляющий человек был изгоем, поэтому «или за красных/наших или за белых/врагов». Нет выбора, нет сомнений, для меня и моих сверстников это было естественно.

В каждом классе был пионерский отряд, а он в свою очередь делился на звенья по 5 человек. Дух соперничества между звеньями, отрядами, дружинами всегда мотивировал к новым ребячьим «подвигам». Это сбор макулатуры, сбор металлолома, спортивные состязания, конкурсы художественной самодеятельности, тимуровское движение.

Мы жили в частных домах с приусадебными участками, домашними животными, где круглогодично и почти круглосуточно была работа по хозяйству. В 60-е годы были живы многие одинокие вдовы, инвалиды, сироты Великой отечественной войны, им было очень трудно справляться со своим хозяйством, поэтому мы­ юные пионеры любили оказывать им анонимную помощь. Для нас это были романтические и героические поступки: за ночь сложить поленницу дров из беспорядочной кучи, очистить тропинку от дома до дороги от снега, притащить сено домашним животным из колхозного хозяйства (сомнительное доброе дело), натаскать воды из колонки, вскопать грядки в огороде. Как приятно было утром идти в школу и слышать, как бабульки рассказывают друг другу о ночных «сюрпризах». Кстати, все эти домашние дела мы делали наравне с родителями и старшими детьми.

Каждый успешный в учёбе пионер после уроков помогал отстающему однокласснику, вместе делали домашние задания, играли в учительниц и учеников… На фотографии как раз запечатлен такой момент.

Чему меня научила пионерская жизнь, изображение №1

 

Все одноклассники занимались в каких либо художественных кружках, спортивных секциях. Я очень любила читать стихи с выражением, как знаменитые актёры и не раз занимала призовые места на конкурсах юных чтецов. Мы с подругами успевали везде: оформляли классную стенгазету, бегали в спортивной секции, играли в школьном театре и даже выращивали на пришкольном участке селекционный лён. О том, как мы вырастили его, показали на областном конкурсе юных натуралистов, написали в областной газете. Храню этот экземпляр до сих пор.

Чему меня научила пионерская жизнь, изображение №2

 

Интересна была военно-полевая игра «Зарница», особенно зимой. Приглашались шефы из воинской части, пряталось где-то в лесу знамя дружины, ребят делили на две команды и мы начинали бороться с «противником», искать знамя по топографической карте. Однажды я оказалась в зоне взрыва настоящей дымовой шашки, до сих пор помню, как трудно было дышать, слезились глаза и меня «взяли в плен», потом поменяли на «своих пленных».

Когда заканчивался учебный год, начиналось пионерское лето: один месяц на отработке в школе, один ­в лагере и один ­ в деревне у бабушки. На отработку в школу летним утром наш пионерский отряд собирал горнист. Он шёл по улицам, мы слышали издалека и быстро сбирались в отряд, когда он подходил. В школе: отмывали парты, стены класса, спортивного зала, коридоров, что-то красили, ремонтировали книги, учебники и журналы в библиотеке, ухаживали за растениями на пришкольном участке. После 3-4 часов отработки собирались на школьном стадионе, играли в разные подвижные игры, если было жарко шли на озеро или речку купаться.

В пионерском лагере, за городом, жили по расписанию: с утра подъём флага и зарядка на свежем воздухе, затем завтрак и работа по хозяйству, вместе со взрослыми. После сна игры, репетиции к выступлениям, занятия в кружках. Также запомнилось то, как в пионерском лагере я впервые стала петь, а в школе вызвалась участвовать в концерте. Стоя на сцене в зале школы, забыла все слова, голос сел! Сколько слёз пролила, но узнала, что пение не мой конёк. Вечером в лагере танцы под гармонь, песни у костра, спуск флага. И конечно походы, раз в неделю, на день, два. Ходили не просто прогулочным шагом, а с ориентировкой на местности, с заданием набрать ягод или грибов в пионерскую столовую. Наши вожатые учили, что можно делать и есть в лесу, как развести костёр, сварить еду, поставить палатку. Мы учились отличать ужей от гадюк, укрывать продукты от дождя и лесных жителей, мастерить из подручных материалов носилки, залечивать полученные синяки и ссадины. Некоторые знания и умения мне пригодились в дальнейшей жизни. До сих пор пою иногда маршевые пионерские песни, чтоб легче было в пути. В лагере я нашла подругу из другой школы, там меня научили «разбойничьему свисту», чтобы подавать сигналы друзьям в случае опасности или когда заблудишься.

Чему меня научила пионерская жизнь, изображение №3

 

В старших классах меня приняли в комсомол, но с пионерским галстуком я не рассталась, потому что выбрали пионервожатой в младших классах. Мы приходили к ним на переменах играли, читали, а после уроков помогали учителям организовывать пионерские дела.

Чему меня научила пионерская жизнь?

Не убивать время в безделье, всегда можно полезное интересное дело.

Гордиться своими предками, преклоняться перед малой Родиной и любить свою большую страну.

Иметь друзей, единомышленников можно только общаясь с ними. Экономить природные ресурсы: пресную воду, бумагу, металл.

Не петь громко, но тихо очень даже надо.

Если пришла хандра, надо встретить её бодрой песней или помочь тому, кому по- настоящему трудно.

Моя дочка уже не застала пионерское движение, но мы смотрели с ней фильмы про пионеров, разучивали песни и даже играли «приём в пионеры», это когда куклам повязываешь галстуки и они ставятся «пионерским звеном». На смену пионерскому движение в 80-е годы пришло коммунарское, в новом веке это российское движение школьников (РДШ), корни которого ведут в далёкое прошлое ­пионерскую организацию. Желаю школьникам новейшего времени найти себя, друзей, увлечения, идеалы в РДШ.

Ольга Кузнецова

  • Муниципальный Опорный Центр
  • Удовлетворенность качеством дополнительного образования в округе
  • Внутренняя система оценки качества образования
  • Официальная страница МБУ ДО "ДТДиМ" в социальной сети "Одноклассники"
  • Журнал школьников Озерского городского округа "Будь в теме"
  • Навигатор дополнительного образования детей Челябинской области
  • Независимая оценка качества образования
  • Национальные проекты России. Образование