Информационные ресурсы как инструмент формирования воспитательной среды в учреждении дополнительного образования // Дворец творчества детей и молодежи МБУ ДО "ДТДиМ"
  • Информационные ресурсы как инструмент формирования воспитательной среды в учреждении дополнительного образования

Информационные ресурсы как инструмент формирования воспитательной среды в учреждении дополнительного образования

И.Н. Антонова,

Челябинская область, г. Озёрск

А.А. Колясникова,

Челябинская область, г. Озёрск

 

Воспитание молодого поколения сегодня признается одним из важнейших приоритетов образования всеми заинтересованными сторонами – государством, семьей, общественными институтами. Наше учреждение, как один из элементов отечественной системы образования, осознает необходимость модернизации обновления воспитательных практик, поэтому активно внедряет их в образовательный процесс. Современное дополнительное образование представляет собой целенаправленный процесс, объединяющий обучение, воспитание и социализацию, поэтому в образовательную программу учреждения была включена подпрограмма воспитания, где воспитание рассматривается как проектируемый процесс, результат которого подлежит измерению. Однако традиционные формы воспитания всё чаще соединяются с информационно-коммуникационной средой. Как же наша воспитывающая среда трансформируется в информационно-коммуникационную? Какие форматы методической работы развиваются в нашем учреждении?

Каждый педагог, реализующий дополнительную общеобразовательную программу, выстраивает свой образовательно -воспитательный процесс в соответствии с целеполаганием дворца. Поэтому в помощь педагогам была разработана методологическая основа для планирования и реализации воспитательного компонента. В «Методических рекомендациях по созданию воспитательного компонента в дополнительной программе»*, разработанных методической службой учреждения, выделены следующие приоритетные направления воспитания:

  • История и традиции учреждения. Данное направление реализуется через традиционные институциональные мероприятия, в которых принимают участие обучающиеся и взрослые, они совместно планируют, организуют воспитательные мероприятия творческого объединения, структурного подразделения, всего учреждения, способствуя развитию чувства сопричастности к традициям учреждения, позиционированию себя членом коллектива, подразделения, учреждения;
  • Основы культуры по профилю деятельности. Воспитание у детей общей культуры, целостного представления о мире через профильное направление деятельности коллектива. Данная деятельность обогащает внутренний мир ребёнка, способствует формированию у него эстетических чувств, приобщению к культурному наследию, содействует включению в социальную, культурную среду, приобретению опыта социально одобряемого поведения в различных ситуациях, учит уважительному и бережному отношению к истории поколений. В рамках данного направления проводится профессиональное просвещение обучающихся: участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети интернет; просмотр лекций психологов, профессионалов; решение учебно-тренировочных задач из арсенала движения Woldsills, которые позволят обучающимся актуализировать профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд;
  • Основы социальной культуры. Содержание информационного блока ориентировано на освоение обучающимися норм и правил поведения в обществе взрослых и сверстников, развитие эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, коммуникативных способностей, поддержке уверенности в собственных силах, проявлений активности, инициативы, самостоятельности. Общение в коллективе представлено на содержательном, деятельном и эмоциональном уровнях. Содержательный уровень взаимодействия предполагает обмен сведениями (объективными и субъективными) между участниками образовательного процесса. Деятельный уровень взаимодополняется совместной увлеченностью единомышленников избранным видом деятельности и желанием проявить свои индивидуальные способности. Эмоциональный призван установить психологически комфортные для детей и подростков отношения взаимодействия и, в случае необходимости, возместить ребёнку недостающий положительный опыт социального и нравственного проживания в семье, в школе, в ситуационной среде.

Другой формат методической помощи педагогам – работа «Клуба эффективного педагога». Уже несколько лет в дополнительные общеобразовательные программы учреждения целенаправленно внедряются элементы цифровой образовательной среды. «Цифра» вплетена в повседневную жизнь молодого поколения, и оно ценит возможность индивидуального выбора времени, места, формы подачи образовательного материала. Задача педагогов – принять это как данность и найти новые подходы к организации образовательного процесса. 

Для такой работы нужна специальная помощь педагогам, поэтому задача «Клуба» - трансляция новых педагогических и воспитательных практик. Уже более двух лет молодые педагогические работники делятся с коллегами – стажистами цифровыми компетенциями: освоением различного программного обеспечения, созданием цифровых образовательных контентов. Сегодня педагоги активно используют воспитательную среду социальных сетей через публикации, обратную связь. Родители и обучающиеся активно выражают своё мнение о комфортности и эффективности образовательного процесса через гугл-формы. Представленная форма повышения профессиональных навыков педагогов в сфере цифровых технологий показала свою эффективность:

во – первых, создан и систематизирован банк цифровых образовательных и воспитательных материалов в помощь педагогам, 

во-вторых – в учреждении снизилась потребность обучения педагогов на курсах повышения квалификации по направлению IT в сторонних организациях, поскольку предлагаемые в рамках «Клуба» темы максимально приближены к потребностям нашего учреждения и отвечают актуальным запросам педагогов.

Как результат – высокая мотивация применения на практике новых компетенций, которые педагоги демонстрируют на ежегодных институциональных конкурсах профессионального мастерства. В 2020-21 годах в конкурсах преобладали номинации инновационных воспитательных практик и применение IT технологий в образовательном процессе.

Активное внедрение цифровых технологий повлекло за собой модернизацию технической базы учреждения посредством грантовой деятельности. Благодаря победам в конкурсах среди некоммерческих организаций по разработке и реализации социально значимых проектов в Озерском городском округе, учреждение оборудовало три помещения современными компьютерами и, соответственно, увеличился спектр образовательных программ технической направленности, в том числе для учащихся с ОВЗ, приобретено современное сценическое оборудование, медийное обеспечение теле-журналисткой деятельности.

В период летней оздоровительной кампании 2021 года был реализован проект «#Дети&Соцсети» по освоению цифровых технологий и социальных сетей детьми и подростками. Через игровую модель дети и подростки смогли приобрести ключевые умения и навыки работы в социальных сетях на занятиях и мероприятиях, посвященных разным IT-профессиям. Реализация проекта позволила с одной стороны решить проблему отсутствия умений и навыков у детей работы в социальных сетях, с другой стороны позволила формировать у детей интерес к IT-профессиям, с третьей – расширила возможности воспитывающей среды детского оздоровительного лагеря: внедрила новые формы досуговой деятельности.

Интеграция форм воспитания и цифровой среды в МБУ ДО «ДТДиМ» приносит свои положительные результаты: повышается мотивация педагогических работников в освоении новых компетенций, расширяются предложения и возможности для увеличения контингента обучающихся.

Мы понимаем, что в цифровом мире недостаточно уметь пользоваться технологиями, важно понимать, как с помощью технологий усилить воспитательный эффект: формировать эстетическую культуру, создавать атмосферу психологического комфорта, предупреждать стрессовые ситуации, развивать внутренний мир обучающихся, а для этого выстраиваем свою стратегию поведения в цифровом мире.

Список литературы

  1. Воспитание человека в эпоху глобальных преобразований: материалы II Международной научно-практической конференции, Челябинск, 20-21 октября 2020 г./ под ред. А.В. Кислякова, А.В. Щербакова. -Челябинск: ЧИППКРО, 2020.- 456 с.
  2. Буйлова Л.Н. Нацпроект «Образование»: новые подходы к организации воспитательной работы в ГБПОУ «Воробьевы горы» / Л.Н. Буйлова, З.А. Каргина, С.И. Лагутина, Л.В. Обровец // Информационно-методический журнал «Про_ ДОД». — 2020. — № 1 (25). —23-37 с.